Соцсети

» » Что и как кодируют

Что и как кодируют

Вряд ли кого-то слово "сканер" заставит удивленно вскинуть брови. В принципе, сканирование — это обыкновенный перебор, а применительно к радиотехнике — поиск сигнала. Телевизор или радиоприемник, например, используют режим сканирования для настройки на станции.

Устройство, с помощью которого можно подбирать электронные коды, тоже называют сканером. Сканер может работать через радиоканал и передавать на приемный блок последовательные кодовые комбинации. Как только одна из них совпадет с ключевой, охраняемый объект капитулирует.

Код-граббер работает несколько иначе. Сначала он определяет частоту передачи сигнала, а затем регистрирует саму кодовую посылку, записывая ее на чип, магнитный диск или любой другой носитель. Полученная комбинация может быть незамедлительно послана в эфир, сохранена для использования в более подходящее время или анализа. Электронных устройств, способных открывать все на свете, не существует. Каждый "радиоперехватчик" имеет, как правило, узкую специализацию. И если сигнализация устояла против натиска одного прибора, это еще не говорит о высоком уровне ее защищенности — регистратор, работающий по другому алгоритму, может прорвать линию обороны.

Насколько сложны такие приборы? Простейший граббер можно купить за 150—200 долларов, а если есть кое-какие знания и навыки, то регистратор можно собрать на основе той аппаратуры, которая используется для настройки всевозможных радиоустройств.

Именно доступность элементной базы для создания "электронных отмычек" заставила производителей сигнализаций серьезно задуматься над ответным шагом. То есть язык, на котором общаются брелок и приемное устройство в автомобиле, не должен поддаваться "переводу" — сигнал требовалось надежно закодировать.

Что и как кодируют?

По типу передаваемого кода все системы управления автомобильными сигнализациями можно условно разделить на три класса.

К первому относятся устройства, использующие постоянную кодовую комбинацию или несколько последовательных, но неменяющихся радиопосылок. Кодирование в этом случае применяется только для того, чтобы отличать один пульт управления сигнализацией от другого: установленный на автомобиле приемный блок должен распознавать только "свой" брелок. Ни о какой криптозащите здесь говорить не приходится, и ключ может быть найден после записи одной посылки.

Второй уровень — это использование так называемых карусельных цифровых комбинаций (Rolling Code). Управляющий радиосигнал раздваивается: одна его часть остается постоянной, а вторая становится динамической, то есть меняется при каждом нажатии на кнопку брелока. Запись и последующее воспроизведение такого кода эффекта не принесет. Но если угонщик имеет возможность перехватить, скажем, три последовательные кодовые посылки, то на основании этой информации он сможет вычислить следующую цифровую комбинацию и нейтрализовать систему.

И, наконец, Code Hopping (его еще называют плавающим кодом или кодом-призраком) обеспечивает самый высокий уровень защиты от расшифровки. В отличие от карусельного принципа смена динамической части кодовой комбинации происходит здесь по более сложному алгоритму. Нейтрализация системы с плавающим кодом требует записи большого количества посылок и их последующего анализа с помощью специальной аппаратуры, а иначе предсказать следующую цифровую комбинацию не удастся. И даже очень сложные профессиональные регистрирующие устройства здесь оказываются бессильными.

Резонный вопрос: почему последняя схема не применяется повсеместно?

Дело в том, что использование кода-призрака создает производителю и пользователю ряд технических сложностей. От первого требуются дополнительные затраты (к тому же многие фирмы просто не имеют соответствующего know-how), а второй вынужден мириться с некоторыми эксплуатационными неудобствами. Речь идет о так называемой рассинхронизации брелоков. Достаточно на секунду лишить брелок или приемный модуль питания (при замене батарей или отключении клеммы аккумулятора), как система, "забывает" предыдущую комбинацию и перестает работать. Поломки не произойдет, просто брелок будет передавать коды с какой-то начальной отметки и потребуется пересинхронизация. Что это такое и как ее производить, обычно указано в инструкции. "Потеря" кода, кстати, может случиться и при других обстоятельствах, например, при случайном нажатии на кнопку брелока вдали от машины.

Чтобы оградить водителей от подобных неприятностей, производители стараются делать управляющие системы на основе микросхем с энергонезависимой памятью (EPROM-микросхемы). Они бывают двух типов — общего применения и разработанные специально. Подавляющее большинство фирм, естественно, стараются сэкономить и потому останавливаются на общедоступной элементной базе. Угонщикам это на руку: если в их распоряжении есть специалист по системам кодирования, алгоритм изменения кода рано или поздно будет найден. Ведь такую микросхему можно купить в магазине, "распотрошить" и получить доступ к алгоритму изменения кода. Дальнейшее — дело техники. За несколько дней будет собран радиорегистратор, работающий в унисон с той системой, которую нужно нейтрализовать.

А вот "оригинальную" микросхему "прочитать" гораздо сложнее. Такие детали делаются строго по заказу, а алгоритм их работы держится в секрете.

И это наиболее серьезная защита от "интеллектуального взлома". Так что если вы намерены установить автомобильную сигнализацию с высоким "радиоиммунитетом", то внимательно изучите техническое описание: если нет ссылки на оригинальный патент или на имя владельца алгоритма управления, то вряд ли используемый в системе код имеет высокую степень защиты.

Есть еще один "подводный камень". Некоторые охранные системы допускают применение дополнительных брелоков (третьего, четвертого, пятого...). Часто это выдается за дополнительную сервисную услугу — потеряете, мол, брелок, приезжайте к нам, мы запрограммируем хоть десяток. В каких-то случаях это действительно удобно, однако если вы вкладываете большие деньги в защиту автомобиля от угона, то будьте всегда уверены, что все два или сто два электронных ключа от автомобиля всегда находятся под вашим контролем, в руках надежных людей.

 
© 2006. WestService. Все права защищены